Человек, который придумал кубизм и написал картину «Герника»
135 лет назад, 25 октября 1881 года, в Испании родился живописец, скульптор и график Пабло Пикассо. Основатель кубизма начал рисовать в восемь лет, а к концу жизни стал автором более 20 тыс. картин.
Кроме того, художник занимался керамикой, театральным оформительством и скульптурой.
Его творчество принято делить на несколько основных периодов: ранние годы, «голубой», «розовый», «африканский», кубистический, неоклассический и сюрреалистический периоды и поздние годы. Каждый из этих творческих отрезков отличается рядом особенностей и по-своему интересен, но чаще всего художника все же рассматривают именно как одного из первых кубистов. Направление кубизма подразумевает изображение предметного мира с помощью простых геометрических форм. Главные отличия этого направления ― дробление форм на геометрические элементы, сочетание прямых ломаных линий и нарушение перспективы.



Сам же мастер неоднократно говорил, что стал кубистом под влиянием полотен Поля Сезанна.
Отдельного внимания заслуживает графика Пикассо: его рисунки карандашом, тушью, акварелью или гуашью, множество офортов и литографий. Графические работы мастера удивительны по своей точности, завершенности, особенному колориту. Многие из них вполне можно отнести к живописи, настолько они сложны, объемны и ярки. В некоторых случаях помимо привычных художественных материалов мастер использовал аппликацию, чтобы обогатить произведение: в ход шла не только бумага, но и кусочки дерева, обрывки газет или спичечные коробки.
Что касается графики Пикассо, то одним из наиболее известных циклов можно назвать «Калифорнийский альбом», серию офортов антифашистской направленности «Мечта и ложь генерала Франко». Кроме того, всемирно знаменита его работа «Голубка», посвященная Парижскому конгрессу 1949 года, объединившему сторонников мира всей планеты.
«Я обращаюсь с изображением как с реальными вещами: рисую окно, как будто я в него смотрю. Если открытое окно не вписывается в картину, я задергиваю шторы и закрываю его, как сделал бы это в своей комнате. В живописи, как и в жизни, надо действовать открыто. Разумеется, в живописи есть свои условности, и необходимо с ними считаться. Иначе просто нельзя. А поэтому нужно постоянно приглядываться к реальной жизни. Художник — это вместилище эмоций, которые исходят отовсюду: от неба, от земли, от клочка бумаги, от мелькнувшего силуэта, от паутины. Вот почему мы не должны проявлять дискриминацию по отношению к одним вещам, оказывая предпочтение другим. В мире вещей нет места элитарным различиям. Мы должны извлекать для себя полезное из всего, из чего только можно, — за исключением собственных картин. Я терпеть не могу копировать самого себя. Но когда мне показывают, например, папку старых рисунков, я не гнушаюсь брать из них все, что сочту нужным»
П. Пикассо