экстремизм

Профилактика экстремизма в молодёжной среде

На современном этапе развития общества распространение экстремизма в молодежной среде названо одной из важных проблем, требующих не только внимания со стороны государства, но и принятия конкретных мер по предупреждению экстремизма среди молодежи. Деятельность по предупреждению экстремизма в подростково-молодёжной среде – часть политики государства по национальной безопасности.

Слово «экстремизм» происходит от extremus, что в переводе с латыни означает «крайний».

С различными экстремистскими проявлениями мир знаком достаточно давно, однако термин «экстремизм» появился только в 1838 году и авторство принадлежит немецкому философу Вильгельму Кругу. По его мнению, «экстремистами являются те, которые не хотят признавать середину и находят удовольствие в крайностях». В юридической литературе впервые термин «экстремизм» употребил в первой четверти ХХ века французский юрист Максим Леруа для обозначения фанатичной веры в политический идеал.    Экстремизм – это теория и практика достижения социально-политических, религиозных, национальных целей посредством «крайних», запрещенных способов. К этим способам относят, как правило, недозволенное законом применение силы, насилие, посягательство на права и свободы человека и гражданина. В данном случае вражда и ненависть испытывается к человеку не просто как личности, а как представителю определенной национальной, религиозной, социальной группы, как носителю тех или иных политических и идеологических взглядов и убеждений. Очевидно, что экстремист – это не рядовой убийца или хулиган, это «идейный» преступник, убежденный в своей правоте.

Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Экстремистскими будут действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности и затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.

Молодежь является самой уязвимой частью общества с точки зрения продвижения различных радикальных идеологий. Опытные экстремистские идеологи достаточно легко научились вовлекать подростков в свои ряды. Причин тому множество. Основными из них являются отсутствие собственного жизненного опыта, четких морально-нравственных ориентиров, сформированного отношения к таким понятиям как патриотизм, веротерпимость, желания получить простые ответы сразу на все вопросы.

Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» и «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. 

Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

Именно молодежи, в силу её физических и психологических особенностей, присущ радикализм во взглядах и оценках, максимализм в суждениях, в неприятии несправедливости, подверженность чрезмерному влиянию со стороны идеологов радикальных учений. Скорость распространения экстремистской идеологии в молодежной среде очень высокая. Обусловлено это тем, что в качестве основного канала вербовки используются социальные сети и мессенджеры, которыми активно пользуется молодежь. А данные каналы являются не только идеальной площадкой для распространения информации, но и для формирования общественного мнения. Поиск простых ответов, авторитетных мнений напрямую приводит молодежь к вербовщикам. Особое внимание вербовщики уделяют представителям существующих молодежных субкультур, неформальных молодежных объединений, групп, движений. Вовлечение этой части молодежи в экстремистские движения наиболее эффективно, так как на уже существующие группы неформалов «спускаются» новые нормы, правила и идеология.

Причины возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде:

Во-первых – это обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов и т.д.).

Во-вторых это криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это выражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса, группировки и т.п.).

В-третьих – это рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных националистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).

В-четвертых – это наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).

В-пятых — использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстремистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).

В-шестых — использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей.

Существующая система российского законодательства, отражающая правовую стратегию противодействия экстремизму, в целом обладает достаточно полным набором правовых норм, позволяющих эффективно осуществлять борьбу с экстремизмом. На фоне сохранения и укрепления силовой составляющей борьбы с конкретными проявлениями экстремизма важно кардинально повысить эффективность противодействия идеологии экстремизма, поставить надежные барьеры на путях ее проникновения в общественное сознание.

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

— признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
— законность;
— гласность;
— приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
— приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

— сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
— неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Исходя из вышеизложенного, в работе по профилактике экстремизма в молодёжной среде необходимо:

1.​ Информирование молодежи об экстремизме, об опасности экстремистских организаций;2.​ Информирование о мерах ответственности за правонарушения экстремистской направленности;

3.​ Особое внимание обращать на внешний вид детей, на то, как они проводят свободное время, пользуются сетью Интернет и мобильными телефонами;

4.​ Пропагандировать среди молодёжи здоровый и культурный образа жизни:

— организация летнего отдыха и временного трудоустройства;

— проведение мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию;

— проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий. 

5.​ Развитие толерантности у подростков, повышение их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию;

6.​ Снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разрешения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров;

7.​ Научить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого человека; 

8.​ Создание условий для снижения агрессии, напряженности;

9.​ Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи: (например, занятия творчеством или спортом, разнообразные хобби, клубы и т. д.).

  Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у молодых людей и подростков стойкой направленности на совершение противоправных экстремистских действий.

Именно такие мероприятия, а также неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности должны закладывать прочную основу для толерантного воспитания будущих поколений, в перспективе сформировать у них устойчивое негативное отношение к экстремистским деяниям, лицам, их совершившим, и будут эффективным способом предотвращения влияния на общество экстремистско-националистических идей.