Имя Александра Андреевича Бузовкина (1886 -1966 г.г.) достойно благодарной памяти каждого серпуховича – этот человек был основателем местной художественной студии; неутомимым мастером – педагогом, воспитавшим десятки профессиональных живописцев; одним из первых руководителей серпуховского музея.

Тульская область

Родина Александра Бузовкина — деревня Протасово Одоевского уезда Тульской губернии. Еще в пору его детства многочисленная и бедная семья крестьян Бузовкиных переселилась в Тулу. Здесь отец будущего художника нашел скромную работу маляра. В 16 лет юный Бузовкин поступил учеником в иконописную мастерскую, где его талант был впервые оценен гимназическим учителем рисования М.М. Галкиным.В 1907 г. Бузовкин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его непосредственными наставниками стали С.В. Иванов и К.А. Коровин,кроме того, студент Бузовкин испытал влияние А.В. Архипова, С.В. Малютина, Н.А. Касаткина. Незабываемый опыт дали также часы, проведенные в залах Третьяковской галереи. Все это сформировало художника — убежденным реалистом. Впоследствии Александр Андреевич наставлял своих учеников такими словами: «Стараясь сделать художественно, не следуй увиденному тобою наивно, но, чтобы было верно, проверяй себя на натуре».

Окончив училище в 1913 г., Бузовкин некоторое время работал в Москве над росписями храмов и светских интерьеров. Голод и лишения первых послереволюционных лет заставили многих московских художников искать работу в провинции. Вероятно так Бузовкин в 1918г. оказался в Серпухове. Здесь как художник местного ревкома он украшает центр города к первой годовщине октября 1917г. Успех этой работы сделал Бузовкина ведущим живописцем- оформителем улиц Серпухова на 40 последующих лет.

В 1919 г. Бузовкин избран старостой серпуховской коммуны художников; он принял деятельное участие в создании в Серпухове художественного музея, при котором была открыта первая в городе изостудия. С этого момента и до конца жизни Бузовкин — бессменный руководитель ряда самодеятельных художественных объединений Серпухова. В начале 1930-х годов А.А.Бузовкин, тогда житель пригородной деревни Щеболово, одним из первых вступает в колхоз и оформляет клуб; рисует плакаты — среди них особо примечательна вывеска на колодец, призывающая беречь источник.

Параллельно с многочисленными натуральными работами Бузовкин – как верный воспитанник старой академической школы – исполнил несколько тематических картин. Образ великого иконописца Андрея Рублева, занимавший его с середины 1930-х, был особо дорог художнику; воплощение его для Бузовкина в какой-то степени автобиографичное.

Дом А. Бузовкина в д. Щеболово

Александр Андреевич работал в жанре портрета, натюрморта, писал пейзажи и исторические полотна. Почти все лучшие работы художника находятся в Серпуховском историко — художественном музее. И сейчас я хочу познакомить вас с небольшой частью работ Александра Андреевича.

«Автопортрет»

Зритель застает художника  в мастерской за работой. Он резко поворачивается к нам, взгляд его пристальный, немного суровый, складки на лбу говорят о напряженной работе.

«Портрет жены с дочерью»

Художник  прекрасно передает задумчивое состояние жены. Плавность ее движения, легкий наклон головы подчеркивает ее душевную мягкость. К ней прильнула дочь, немного угловата, не по детски сдержанна. Чувством материнской любви наполнено это произведение.

«Портрет Борзова» и «Бригадир»

Живой и постоянный интерес к человеку, его духовному миру приводит Бузовкина к серьезной работе над серией портретов односельчан — колхозников деревни Щеболово. Давая верные характеристики, художник создает представителей  нового поколения.

Портрет Борзова
Бригадир
Портрет старого колхозника

«Портрет старого колхозника»

Перед нами предстает старик, прошедший большой жизненный путь. Теплый колорит картины говорит о душевной мягкости старика.

«В слесарной мастерской» и «В столярной мастерской»

Человек труда, его мир показан в картинах «В слесарной мастерской» и «Столярная мастерская». Большое внимание художник уделяет деталям, окружающей среде, которые наиболее ярко раскрывают эту тему.

В слесарной мастерской
В столярной мастерской
Ветла

«Ветла»

Особенно Александр Андреевич любил изображать  человека в пейзаже, в непосредственной  близости с природой.  Созданию этих картин предшествуют  многочисленные этюды, выполненные на пленэре.  В этюде «Ветла» мы видим убежденного художника – реалиста.

«Птицелов»

Художник создает через образ крестьянина радостное наслаждение  лесными звуками, пением птиц,пышным летним цветением.

Птицелов
Натюрморт с хлебом

«Натюрморт с хлебом»

В этой  картине Бузовкин продолжает традиции мастеров голландской живописи. С огромной любовью  он пишет предметы, которые окружают его каждый день.

«Королёва Анастасия Георгиевна» и «Валя Королёва»

Живой и постоянный интерес к человеку, его духовному миру приводит Бузовкина к серьезной работе над серией портретов односельчан — колхозников деревни Щеболово. Давая верные характеристики, художник создает представителей  нового поколения.

Королёва Анастасия Георгиевна
Валя Королёва
Пушкин в Михайловском

«Пушкин в Михайловском»

Но более всего художника интересовала история русского народа, жизнь выдающихся личностей. В 30-е годы создает  полотно  «Год 1812» — посвященное народному партизанскому движению. А в 1937 году Бузовкин пишет картину «Пушкин в Михайловском» к 100- летию  со дня смерти поэта. Поэт в ссылке, удален от общества, от общения с друзьями.  Через природу  художник передал  настроение поэта, его душевное состояние.

«Андрей Рублёв»

Вершиной творчества художника стала картина «Андрей Рублев», написанная в 1954г. Она имела огромный успех на всесоюзной и республиканской выставках.Сейчас копия картины хранится в Серпуховском историко-художественном музее. Оригинал картины Александра Андреевича Бузовкина «Андрей Рублёв» хранится в собрании Воронежского Областного художественного музея им. И.Н. Крамского. В музей она поступила в 1960 году от Дирекции художественных фондов и проектирования памятников МК РСФСР. Бузовкин показывает Андрея Рублева в момент творческой сосредоточенности перед тем, как приступить к созданию образа «Святого  Георгия». Белая доска как символ  нового времени, а сам Рублев символ юности и духовной красоты, светлый образ, которого выступает из темноты времен.

Андрей Рублёв

Умер Александр Андреевич  9 июня 1966 года в деревне Щеболово. Но имя его всегда будет жить в его произведениях.
С 1987 года имя художника Александра Андреевича Бузовкина присвоено нашей школе.

В школе организована экспозиция, посвященная жизни и творчеству художника: фотографии А.А. Бузовкина, его первых учеников, в деревне Щеболово и другие. Картины самого автора, подаренные школе коллекционером А.П. Мурцевым, а так же друзьями и родственниками художника. Портрет А.А. Бузовкина, выполненный художником В.П. Губаревым, давним почитателем таланта мастера.
Творчество некоторых художников определяет целые этапы в развитии искусства, оно служит путеводной звездой для остальных. И есть мастера, чей творческий вклад в отечественную культуру быть может, менее  значителен, но столь, же необходим и ценен. Таким был художник — серпухович Александр Андреевич Бузовкин.

Лазарева О.И.
преподаватель ДХШ